Шок: 85% российской нефти скупают Китай и Индия, несмотря на санкции!
Почти двухлетние западные санкции не препятствуют российскому экспорту нефти, пишет Forbes. Индия и Китай закупают 85% сырья. В эти страны из России идет также уголь: 45% покупает Пекин, 18% — Дели.
Несмотря на эскалацию конфликта между Россией и Украиной, Москва продолжает увеличивать экспорт нефти, обходя наложенные санкции за счет поставок в Китай и Индию, как следует из последнего отраслевого отчета.
В конце 2022 года США и их союзники установили ценовой потолок на российскую нефть в районе 60 долларов за баррель, нацеленный на ограничение доходов Москвы, сохраняя при этом доступ к западным транспортным, страховым и танкерным услугам. Таким образом, они надеялись ограничить объем и доходы России от продажи нефти.
Однако по данным Центра исследований в области энергетики и чистого воздуха (Centre for Research on Energy and Clean Air, CREA), почти два года санкций оказались неэффективными благодаря активной торговле России с Китаем и Индией — крупнейшими мировыми покупателями сырой нефти. В июле 2024 года Китай приобрел 47% российских поставок нефти, Индия — 37%, ЕС — 7%, а Турция — 6%.
Прогнозы на 2024 год указывают на продолжение этой тенденции. Индия закупает около 40% своей нефти из России — это значительное увеличение по сравнению с менее чем 1% до начала конфликта. Ежемесячный доход от этих поставок составляет около трех миллиардов долларов, или 1,85-1,95 миллионов баррелей в день.
Теневой флот танкеров
Российская нефть марки Urals продается со скидкой 5-10% по сравнению с Brent, что делает её привлекательной для покупателей. Тем не менее, цена остаётся выше установленного лимита. Это становится возможным благодаря "теневому флоту" танкеров, чья структура собственности и управления крайне запутанна, усложняя контроль и соблюдение санкций.
CREA отмечает, что 81% всей российской нефти транспортируется такими танкерами, в то время как на танкеры под контролем стран G7 или застрахованные в этих странах, приходится только 19%. Это уменьшает зависимость России от традиционных поставщиков транспортных услуг и ослабляет эффективность западных санкций.
Несмотря на многочисленные призывы ограничить использование "теневого флота", практически это оказалось сложно. CREA предложила странам, вводящим санкции, запретить продажу старых танкеров владельцам из стран, не поддерживающих ограничения цен на нефть, чтобы уменьшить количество судов, перевозящих российское ископаемое топливо.
Не только нефть
Кроме нефти, Россия экспортирует в Китай и Индию и уголь. С начала конфликта в Украине Китай закупил 45% всего российского угля, Индия — 18%. Турция, Южная Корея и Тайвань закупают 10%, 10% и 5% соответственно.