Шокирующая правда: Америка транжирит деньги мира!
Зависимость Америки от жизни в кредит сигнализирует о деградации ее общественных систем, утративших самоконтроль, пишет The Telegraph. Если США не научатся сбалансированно управлять своими финансами, автор предупреждает о неизбежном экономическом коллапсе мирового масштаба.
США никогда раньше не сталкивались с экономическим спадом, имея такой большой дефицит федерального, государственного и местного бюджета, который составляет примерно 8% ВВП. Мы стоим на пороге глобального экономического кризиса, который может разразиться в любой момент.
В этом этапе экономического цикла, после длительного роста, финансовые потоки государства должны быть сбалансированы. Если США войдут в серьезную рецессию с такой нестабильной основой, дефицит может удвоиться и достичь 15%, независимо от результатов предстоящих выборов.
Постоянное увеличение долга в таких объемах отпугнет инвесторов от покупки американских казначейских облигаций и ослабит способность Вашингтона бороться с затяжной рецессией. Это вызовет значительные косвенные эффекты для всей глобальной финансовой системы, основным элементом которой является доллар, и подорвет структуру мировых кредитных соглашений.
"США всегда шли по своему пути, испытывая систему на прочность. Недавние аукционы казначейских облигаций показали слабые результаты, что вызывает у нас беспокойство", — отметил главный экономист Apollo Global Management Торстен Слок.
При сильной экономике проблемы бюджетного дефицита казались лишь гипотетическими. Но растущие страхи рецессии, появившиеся в этом месяце, превратили эту угрозу в реальность. "При слабой экономике налоговые поступления снижаются, пособия по безработице растут, и это создает бюджетные риски", — добавил Слок.
Сегодняшние масштабы заимствований трудно оправдать, если сравнивать их с уровнями военного времени. Хотя можно утверждать, что зеленая модернизация индустрии на фоне противостояния с Китаем имеет некий милитаристский оттенок. Тем не менее Рейган в 1980-е годы построил 15 авианосных ударных групп с дефицитом менее 2% ВВП, победив в холодной войне.
Рейган покинул пост с федеральным долгом около 50% ВВП. Сегодня этот долг превышает 122% и растет по экспоненте.
Как писал Адам Смит, "великая страна погружается в большую засаду", но Америка продолжает рисковать. Систематические заимствования для финансирования потребления свидетельствуют о потерянной самодисциплине.
"Рынки могут усомниться в финансовой устойчивости. Всё кажется стабильным, пока внезапно не рушится", — отметил Клаудио Борио, экономист Банка международных расчетов. Хотя он и не упомянул США напрямую, его намек очевиден.
Вопрос о приближении рецессии в США остается открытым. В июле наблюдался всплеск розничных продаж, который утихомирил некоторые опасения. Однако снижение уровня личных сбережений до 3,4%, что характерно для периода перед Великой рецессией, говорит о возможных трудностях в будущем.
На мой взгляд, важным индикатором является истощение рынка труда, характерное для поздних стадий цикла. Массовые увольнения могут спровоцировать рецессионную лавину, если ФРС не предпримет решительных мер.
Текущая политика "информационной зависимости" делает ФРС заложницей запаздывающих показателей, таких как инфляция в сфере услуг, что может привести к замедленной реакции на экономические изменения.
Казначейские облигации США продолжают быть предпочтительным вложением в условиях глобальных экономических кризисов. Но рынок может насытиться долгом таких масштабов, что приведет к необходимости увеличения премии за риск.
По данным Fitch Ratings, совокупный федеральный и местный долг США составил в прошлом году 8,8% ВВП, и ожидается, что он достигнет 10,3% доходов к 2025 году. Это в три раза больше, чем в среднем по странам с рейтингом AA.
Основные причины роста долга — необеспеченные налоговые льготы Трампа и непрофинансированные расходы Байдена, а также увеличившиеся затраты на пенсии и медицинскую помощь.
Бюджетное управление Конгресса прогнозирует, что дефицит увеличится до 1,6 триллиона долларов в текущем году, 1,8 триллиона в следующем и 2,6 триллиона к 2034 году, если не будут введены меры по контролю. В случае наступления рецессии эти цифры станут еще выше.
Чистые процентные выплаты превысили оборонный бюджет страны. Десять лет назад они составляли 1,2% ВВП, а сейчас — 3,4%, и эта цифра будет продолжать расти.
Центральные банки других стран продолжают сокращать инвестиции в казначейские облигации США, предпочитая коммерческие активы или вывод средств по геополитическим соображениям. Китай, например, снизил объем облигаций с 939 миллиардов до 767 миллиардов долларов за последние два года.
Японские пенсионные фонды и страховые компании также начали репатриацию средств после увеличения процентных ставок центральным банком. США больше не могут рассчитывать на устойчивый спрос на казначейские облигации от этих покупателей.
Bond fund Pimco, стоимостью 1,9 триллиона долларов, уже начал диверсификацию, переходя к более безопасным активам в таких странах, как Австралия, Канада и Великобритания.
Вероятно, ФРС снова придется вмешаться и начать выкуп долговых обязательств, как это происходило в истории с Минфином в 1942-1951 годах.
Установленный потолок для долгосрочных облигаций составлял 2,5%, и это было временной мерой. Сегодня же риски инфляции и других экономических проблем усложняют ситуацию.
Федеральная резервная система может оправдать свои действия борьбой с дефляцией или другими экономическими шоками, но слова «валютное стимулирование» никто не будет использовать. Вместо этого будут применяться термины, такие как "динамический контроль кривой доходности".
Возможное открытое финансирование государственного долга изменит экономическую реальность США. И будущие администрации, такие как Трампа или Харрис, могут инициировать серьезные изменения в экономическом законодательстве.
Этот постоянный налогово-бюджетный беспорядок постепенно переходит в денежно-кредитную сферу, и именно туда мчится Америка.
Увы, ни одна другая страна или блок не имеют возможностей заменить доллар в качестве основной международной валюты. Поэтому мировому сообществу приходится мириться с американским экономическим гегемонизмом.